Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
05.05.2024
14:08

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
сайт учителя начальных классов
Римашевской Ларисы Алексеевны

Форма входа

друзья






ГБОУ СОШ №298

Меню сайта

Категории раздела
наши новости [3]
учебные новости [1]
новости разные [12]
это важно [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

советы
советы от:
школьного врача и психолога



Рабочее место первоклассника – дельные советы, маленькие секреты

рабочее место первоклассникаВот и лето прошло. Ваш ребенок, вчера еще малыш, стал школьником. Победы и поражения, радость и слезы – все придется пережить за долгую школьную жизнь.
Скоро появятся первые домашние задания. Чтобы их выполнение не было для ребенка стрессом, он не отвлекался на какие-то посторонние дела, необходимо рабочее место. Это может быть отдельный уголок в общей комнате. А если позволяют жилищные условия - в детской.
Рабочее место должно быть комфортным, безопасным для здоровья, располагающим к активной учебной деятельности. При его обустройстве необходимо учитывать некоторые физические и психологические моменты.
Освещение.
Лучше не ставить стол у окна. При дневном свете солнечные лучи, падая на его поверхность, отражаются, тем самым утомляют глаза. Самый лучший вариант – стол сбоку от окна. Ребенка лучше посадить спиной к стене. Свет должен падать слева, если ребенок пишет правой рукой, и справа – если левой.
Многие дети делают уроки по вечерам. В таком случае, нужна настольная лампа, но не галогеновая (слишком яркий свет). Оптимальными считают лампочки 60 – 80 ватт с матовым абажуром. Для глаз неблагоприятен резкий перепад освещения. Поэтому, вместе с настольной лампой включают верхний свет или, еще лучше, напольные бра. Допускается расположение источника света сзади ученика.
Мебель.
И стол, и стул подбирают персонально под каждого ребенка. Удобнее всего компьютерные столы в форме буквы 
«Г», конечно, если позволяет площадь комнаты. Если Вы планируете поставить компьютер, монитор займет дальний угол стола и расстояние до глаз ребенка будет оптимальным - 50-70 сантиметров, длинную часть стола удобно использовать для чтения и письма, а короткую – для работы за компьютером.
Еще один вариант – стол - «трансформер», регулируемый по высоте. Им обычно пользуются несколько лет, подгоняя под рост ребенка. Существуют подобные столы со специальным местом для монитора, выдвижной панелью под клавиатуру, отделами для хранения компакт-дисков. Кроме того, необходимы выдвижные ящики для тетрадей и учебников. Чтобы ребенок не путался, на каждый ящик прикрепляют табличку с описанием того, что там хранится.
Выбирая стул, лучше также купить «трансформер» с регулируемой высотой сиденья и наклоном спинки. Если стул подобран правильно, ступни ребенка полностью стоят на полу, колени согнуты под прямым углом. Стул немного не по размеру? Используйте подставку для ног и подкладки на сиденье. 
При правильном угле наклона спинки, ребенок не должен упираться грудью в стол или сильно откидываться назад.
Как понять, правильно ли подобраны стол и стул?
Посадите малыша на придвинутый к столу стул, локоть на поверхности стола. Попросите дотянуться рукой до глаза. Если мебель подобрана правильно, пальчики слегка будут касаться лица. Или другой способ: ребенок по-прежнему сидит на стуле возле стола, рука опущена. Локоть должен быть ниже крышки стола на 5-6 сантиметров.
Рабочее пространство.
На рабочем столе обязательно должны быть подставки для книг и карандашей, ручек, фломастеров. На стене – расписание уроков и часы. Для маленького ученика это важно. После каждого часа занятий необходимо делать 10-минутный перерыв. 
Для словарей, пособий и других не слишком часто используемых книг, повесьте полки, лучше открытые. Они приучат ребенка следить за чистотой и порядком, ведь беспорядок на них виден сразу.
А теперь ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: ученые утверждают, что для плодотворной работы мальчикам нужно более яркое освещение и больше свободного пространства. Девочки чувствуют себя комфортнее, если стол и стул - приятные на ощупь.
Иногда мы, взрослые, забываем, что у сына или дочери тоже есть свое мнение. Поэтому выбирать мебель, обустраивать «кабинет» ребенка желательно вместе с ним. Ведь, хорошее настроение – залог здоровья.
Создать удобное вызывающее только положительные эмоции и рабочий настрой, место для будущего гения, непросто. Стоит сильно постараться, и ученик своими успехами отблагодарит Вас.

Советы школьного психолога

Учение в школе - это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в гимназии ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. дети далеко не одинаково легко <вживаются> в новые условия жизни - школьное обучение.

  Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

Уровни адаптации

Содержание

Высокий

уровень

 

- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает

адекватно.

- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без

внешнего контроля.

- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем

урокам).

- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение

Средний

уровень

 

- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных

переживаний.

- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

- Усваивает основное содержание учебных программ.

- Самостоятельно решает типовые задачи.

- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

- Общественные поручения выполняет добросовестно.

- дружит со многими одноклассниками

Низкий

уровень

 

- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

- Наблюдаются нарушения дисциплины.

- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

- Самостоятельная работа с учебником затруднена.

При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

- К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный

контроль: систематические напоминания, побужцения со стороны учителя и родителей.

- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.  - Рабочее место должно быть достаточно освещено. - Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. - Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений. - Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. - Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин. - На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и тд.).

4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе. - Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. - Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в своп силы.

б. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны. - Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.   - На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:

• умение собрать свой портфель (ранец);

• поздороваться с учителями и детьми;

• задать вопрос учителю или однокласснику;

• ответить на вопрос;

• слушать объяснения и задания учителя;

• выполнять задание;

• попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;

• умение долгое время заниматься одним и тем же делом;

• обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;

• разделять работу на части;

• адекватно реагировать на замечания;

• объяснить то, с чем не согласен;

• учитывать мнение других;

• гордиться своей работой и не скрывать этого;

• устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;

• брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;

• самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;

• умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.

       Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

      Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

- в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком; - советуйтесь с ним, невзирая на возраст;- извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;

- почаще ставьте себя на его место; - всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка; - пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть; - не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете; - сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе.

Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:

- к рассказу, информации, собственному отношению к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, следует относиться «педагогически осторожно». Если ребенок заподозрит, что вы злоупотребляете его откровенностью, то он не станет больше доверять вам;

- приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод «кстати», потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;

- поверьте, что ваш ребенок наблюдает за вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость. Если такой обмен, диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда, даже вступив в пору «трудной подростковости», ваш ребенок не замкнется.

Пять вопросов в конце недели.

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:

- доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?- Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?- Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и тд.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет?- Какой из дней запомнился более всего? Почему?- С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

Беседа по классной фотографии.

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?».

В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.

Как я закончу четверть (год)?

За две-три недели до конца четверти (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже неплохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с ((прогнозом)), у вас будет тема для разговора с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение результатов учебы, но и степень точности составленного заранее прогноза.

Плюсы и минусь, школьного дня.

Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше - радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.


Рекомендации школьного врача.

Если ребенок пропустил занятия в школе в течение трех и более дней, он может быть допущен к занятиям только при наличии справки от участкового педиатра о том, что он «здоров и может посещать школу с... (указывается дата)».

Если ребенок перенес заболевание, то в справке должен быть указан диагноз, даты начала и окончания заболевания, рекомендации по занятиям физкультурой и проведению профилактических прививок (указывается срок освобождения). Справки с личной печатью врача, но без штампа лечебного учреждения считаются недействительными! Все справки сдаются в медицинский кабинет школы.

Если ребенок состоит на диспансерном учете у врача-специалиста в связи с хроническим заболеванием, он должен периодически (1 раз в квартал или 1 раз в полгода - по указанию врача) проходить обследование и результаты с заключением специалиста приносить в медицинский кабинет школы.

Если у ребенка недомогание и вы считаете, что сегодня ему лучше воздержаться от занятий физкультурой, напишите врачу или медсестре школы записку с указанием жалоб, симптомов и просьбой осмотреть ребенка. Как правило, таким детям предоставляется освобождение от физкультуры на один день. Если через неделю ситуация повторится, то обратитесь к участковому педиатру детской поликлиники.

Прививки в школе

В школе учащимся делаются следующие прививки:  БЦЖ - прививка от туберкулеза. АКдС - прививка от коклюша, дифтерии и столбняка. АдС-М - прививка от дифтерии и столбняка. Ад-М - прививка отдифтерии. ОПВ - прививка от полиомиелита.

Поскольку тривакцина (корь, краснуха и эпидиартрит) отсутствует в детских поликлиниках, в условиях школы вместо нее вводят вакцины только от эпидиартрита (свинки) и кори.

Указанные прививки являются обязательным минимумом и проводятся бесплатно. По желанию родителей могут быть сделаны прививки от вируса гепатита В и С, краснухи, гриппа, клещевого энцефалита и других инфекций.

Противопоказанием к проведению прививок является острое заболевание или обострение хронической болезни. После большинства заболеваний минимальный срок отвода от прививок составляет две недели. При наличии у ребенка хронических заболеваний (хронический пиелонефрит, бронхиальная астма, нейродермит, туберкулез и др.) для проведения прививок необходимо разрешение врача-специалиста, который наблюдает данного ребенка (нефролог, пульмонолог, аллерголог, фтизиатр и т.п.).

После введения вакцины могут отмечаться реакции в виде повышения температуры тела, катаральных явлений и др. Такие реакции являются нормой и не должны вызывать тревогу. Патологической реакцией принято считать повышение температуры свыше 40 градусов, отек на месте введения вакцины, гиперемию более 8 см в диаметре, появление аллергической сыпи. В подобных случаях следует немедленно обратиться к врачу.

Кроме профилактических прививок, всем детям ежегодно проводится реакция Манту. Это не прививка! Ее цель- не создание иммунитета (невосприимчивости к инфекциям), а выявление инфицированных микробактериями туберкулеза. В том случае, если отмечается нарастание пробы Манту (по сравнению с предыдущим годом) или вираж (переход из отрицательной пробы в положительную), ребенок направляется в противотуберкулезный диспансер для углубленного обследования. На прохождение обследования дается два месяца с момента выдачи направления.

Часто родители заявляют, что не поведут своего ребенка в «заразный туберкулезный диспансер», потому что ребенок на самом деле здоров, а результат реакции Манту получился завышенным, так как ребенок в этот момент был «слегка простужен».

Уважаемые мамы и папы! На фоне вирусной инфекции чувствительность организма к туберкулезу понижается, так что результат реакции Манту в данном случае должен получиться заниженным. Выводы делайте сами.

    Уже  в первом классе, в процессе обучения у ребенка должна быть собственная готовность и желание учиться. Начинающий первоклассник должен обладать высоким уровнем психологической личностной зрелости и коммуникативной ( социально-психологической) готовностью к школе. То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо ещё 8 навыков. Попробуйте оценить по 5-ти бальной шкале, в какой мере сформирован каждый навык у Вашего ребёнка.

1. Ваш ребенок обладает коммуникативными и социальными навыками, то есть умеет общаться, понимать и, главное, применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет.  0 1 2 3 4 5

2. Ваш ребенок не боится вступать в контакт  со взрослыми и сверстниками. Он(а) умеет распознавать свои чувства и состояния и рассказывать о них. 0 1 2 3 4 5

3. Ваш ребенок умеет отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной  агрессии; или напротив, излишней боязливости и робости.  0 1 2 3 4 5

4. Ваш ребенок умеет подчиняться установленным правилам, знает, что такое дисциплина и понимает ее необходимость. 0 1 2 3 4 5

5. Ваш ребенок имеет положительную мотивацию, желание учиться. 0 1 2 3 4 5

6. Ваш ребенок умеет целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием. 0 1 2 3 4 5

7. Ваш ребенок умеет организовывать и планировать свои действия и отвечать за их последствия. 0 1 2 3 4 5

8. Ваш ребенок имеет позитивное отношение к самому себе.   0 1 2 3 4 5

Результаты:

0-23 балла:  Ребенок психологически не готов к школе. Подумайте о возможности пойти в школу на следующий год. Обратитесь к психологу для рекомендаций по психологической готовности к школе. Может быть,  Вы слишком требовательны к своему ребёнку.

24-32 балла: У Вашего ребёнка средняя готовность к школе. Посоветуйтесь со специалистом, как увеличить этот показатель.  В первые дни учебы испытаний на прочность и на уверенность первоклассника в себе будет очень много. Вы точно должны  знать,  как помогать ребёнку со сложностями и, не менее важно,  отмечать  его или её успехи. Во многом из этого сложится отношение к школе и к обучению в целом.

33-40 баллов:Ваш ребенок имеет все шансы быть успешным к школе. Это замечательный результат. Если хотите убедиться в правильности своих оценок, можете обратиться к специалисту.

Важно помнить, что, помимо готовности головы, не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной , поэтому в последнее лето перед поступлением в первый класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой.  Ребенку необходимо много движения, свежий воздух и полноценное питание

Block title

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7

Архив записей

Сайт учителя начальных классов Римашевской Л.А. © 2024